ГЛАВНЫЕ ДЕЛА ОТРЯДА

ВОСПИТЫВАТЬ СТОЙКИХ ЛЕНИНЦЕВ

Пионерская организация — политическая организа­ция. Ее цель — помогать партии, комсомолу воспитать детей и подростков настоящими юными 'ленинцами, ак­тивными строителями коммунистического общества.

Самый правильный путь политического воспита­ния — это воспитание на примере жизни и деятель­ности В. И. Ленина и его соратников, на революцион­ных, боевых и трудовых традициях .советского народа.

Знакомясь с биографией и революционной борьбой В. И. Ленина, его соратников, пионеры могут провести ^читательскую конференцию по книгам,  посмотреть и 'обсудить спектакли, рассказывающие об их жизни, ки­нофильмы и диафильмы, познакомиться с произведе­ниями изобразительного искусства. Если в школе дей­ствует ленинский зал — принять участие в пополнении его экспозиций. Многое узнают ребята, организовав за­очное путешествие по ленинским местам, посетив мест­ный филиал Центрального музея В. И. Ленина, истори-ко-краеведческий музей.

Воспитывать пионеров на лучших традициях совет­ского народа — значит показывать им, как поступают коммунисты, как они преодолевают трудности на пути строительства нового мира, знакомить ребят со страни­цами славного революционного прошлого нашей страны и с созидательными буднями людей труда.

Знакомство это должно быть живым, наглядным, убе­дительным.

Посоветуйся с товарищами, учителями: кого из ве­теранов войны, труда следует пригласить в отряд, с кем из старых коммунистов, кавалеров ордена Ленина про­вести встречу: пусть услышат ребята о трудовых и рат­ных свершениях партии и народа.


Важным средством политического воспитания в пио­нерской Организации является участие пионеров в Неде-" ле революционной славы, Всесоюзной вахте памяти, Ле­нинской неделе. Как организовать их в отряде, ты мо­жешь узнать из «Спутника пионерского вожатого» — путеводителя по датам красного календаря. Его еже­годно выпускает издательство «Молодая гвардия».

Все народы нашей страны объединяет одно общее дело — борьба за построение нового общества.

Представляют себе твои пионеры это могучее содру­жество? Всячески поощряй их стремление больше узна­вать о союзных республиках, переписываться с пионера­ми разных национальностей, обмениваться фотография­ми, открытками, коллекциями, устраивать заочные сорев­нования, турниры.

Пионеров, безусловно, интересует и то, как живут их ' сверстники в социалистических странах. Пусть ребята начнут переписываться с пионерами стран социалистиче­ского содружества, узнают о деятельности их пионер­ских организаций. Если представится возможность, по­моги ребятам пригласить в отряд иностранцев студен­тов, обучающихся в Советском Союзе, или членов деле­гаций зарубежных стран, людей, побывавших за грани­цей в туристической или служебной поездке.

Твой отряд может стать коллективным членом школь­ного клуба интернациональной дружбы или КИДа при Доме, Дворце пионеров. Участие в его работе намного расширит знания ребят, поможет в коллективной и ин­дивидуальной переписке.

Все люди доброй воли на планете борются сегодня за мир, разоружение, социальный прогресс. Ты должен на­учить пионеров идти в одном строю с ними, присоеди­нять свой голос к голосу миллионов. «Комсомольская правда» организует сбор подписей под воззванием пре­кратить гонку вооружений — каждый пионер подписы­вается под ним; нависла угроза расправы над видным борцом-коммунистом — в отряде линейка протеста; у шефов субботник в фонд мира — вместе с ними на тру­довом десанте и твои пионеры, •

Сегодня общественная, экономическая и культур­ная жизнь нашей страны и за ее рубежами развивается стремительно, бурно. Каждый день газеты, радио, теле­видение приносят множество известий. Во многих из них подростки еще не могут разобраться самостоятельна. Возникают недоуменные вопросы, сомнения. Ребятатя


должна быть предоставлека возможность эа^йз» любые вопросы, выразить все, что их смущав!. Проводи с по­мощью классного руководителя, своих това|»яа|й1, роди­телей час вопросов и ответов: пусть ре'бята изустно, и в записках спрашивают, что им интересно. А ты,; аоеове-товавшись с учителем, решишь: поместить ли зйметку в отрядный уголок, провести ли тематическую веаювтин-формацию или организовать встречу с интересней» че­ловеком...

Очень важно, чтобы своими вопросами пионера де­лились с тобой, чтобы могли получить от тебя толковый, правильный ответ. Беседуя с пионерами, старайся ебра;-шаться к конкретному материалу, к фактам из жизни. Говори убедительно, правдиво, ни в коем случае не до­пуская лжи. Ребята очень чутки ко всякой фальши. Не можешь сразу ответить на вопрос — лучше прямо скажи об этом ребятам: когда выяснишь его для себя, тогда и разъяснишь все то, что им непонятно.

Стремясь говорить просто. Но простота и упрощен­ность не одно и то же. Надо уметь различать эти поня­тия. Признак единственный, но абсолютно надежный — содержательность. Наладить самый прямой, самый до-ступный путь к сознанию ребят, не- обедняя пропаганди­руемые идеи, — вот что такое простота, Она не имеет ничего общего с упрощенностью, когда материал препод­носится в виде аюверхностной, отрывочной информации, № настолько «облегченной» форме, что содержание ока­зывается искаженным.

Иногда вгояеяо яабанодать, как вожатый перед бесе­дой с пионерами склеивает абзацы или даже целые статьи из газет, журналов, брошюр — составляет «свое» выступлеиие... Но ведь ничего своего ©и предложить ре-' батам не собирается! В его рассказе вее будет правиль­но» он будет стройным и отточенным, но лишенным той живинки, которая рождается только мыслью и* эмоция­ми самсй-о рассказчика. А без нее и проста® пекажется ребятам слишком сложным и потому неинтересным.

Старайся почаще приглашать в отряд родителей пио­неров — в их беседах с ребятам» заложены большие щюпагаадиетские возможности. Раб<этгие, ученые, инже-иеры, врачи — оиа могут раеекаэа.ть не только р себе и саои?1 товарищах по труду (хотя, несомненно, и это очень важгоэ), во и поделиться суждениями о самых разных политических событиях. У них ведь явное пре­имущество перед любям лектором: они свей, в них


глядной агитации: плакаты, схемы, диаграммы, рисун ки, фотографии, диапозитивы, слайды.

'В отрядах седьмых-восьмых классов надо чаще при-;

влекать к проведению политинформации самих пионе! ров. Причем не только в своих коллективах, но и у ок­тябрят, младших пионеров. Но ребятам очень нужна. твоя помощь. Что ты должен сделать, поручив одному! из пионеров подготовить в отряде политинформацию?, Побеседовать с -этим пионером, помочь ему уяснить;

насколько серьезно и ответственно его задание. Посове--товать, как интереснее и содержательнее построить по­литинформацию. Предложить подумать над ее основ­ными вопросами. Подсказать, какие статьи газет и жур­налов почитать, какие телепередачи посмотреть, к кому из учителей, комсомольцев-школьников обратиться з

консультациями. Напомнить о ярких наглядных иллю­страциях, о технических средствах. Накануне еще раз' встретиться с пионером, убедиться в его готовности, снять вполне естественное волнение, напряжение.     1

Порою политинформация превращается в спор. И это| хорошо: нет равнодушия, ребята задеты за живое; А где спор, там накал эмоций. Не бойся их! Они — союзники твоего искусства убеждать.

Подростки, особенно старшего ' возраста, охотно «скрещивают шпаги» в дискуссиях. И вожатым необхо­димо умение утверждать наши идеи в противоборстве ребячьих мнений.

Подчас у некоторых вожатых прорывается недоверие к возможности дискутировать на общественно-политиче-ские темы в пионерском отряде. «О чем, собственно, спорить? — спрашивают они. — Все, что нужно зиать детям, уже выяснено, написано а хороших книгах, учеб-никах, в важных документах, которые определяют про-грамму надпей жизни. Детям бы все это повнимательнее читать, лучше понимать — и тогда всякие «словопрения» ни к чему...» Так ли это? Диспут, оттачивая мысль, как раз и помогает понять то, что на страницах книг, учеб-ников предстает сложным, а иногда и противоречивым. Именно коллективный поиск истины способен ускорить и углубить познание. А оно ведь беспредельно, чем боль-ше мы для себя открываем, тем больше тянемся к еще не открытому, не познанному. И диспут всегда несет человеку новую информацию, расширяет представление о, казалось бы, хорошо известном. Кроме того, одно рело, когда ребенку правильную мысль внушает взрос-


лый, и совсем другое — когда ее подкрепляет своими аргументами сверстник... А разве можно забывать, что, споря между собой, ребята учатся отстаивать нашу правду, наши принципы в идейных боях с классовыми противниками? Напомним еще и о том, что культура спора, требующая уважения к собеседнику, умения го­ворить и слушать, — слагаемое культуры общения. Итак, ребятам есть о чем и есть ради чего спорить!

Организовать диспут, управлять им — искусство. Важно, чтобы не превратился он в поток заученных, стертых фраз, чтобы не захлестнула его стихжя ребячье­го темперамента. Тонкое, непростое это искусство. В чем оно заключается?

М. И. Калинин говорил: «Надо, чтобы дюди спорили, и не искусственно, а по существу». Выдающийся партий­ный пропагандист указывает нам на первое, о чем мы должны подумать, — на выбор предмета для спора.

Он должен быть существенным. Достаточно слож­ным, чтобы побудить ребят к размышлениям, однако доступным для детского ума. Если же предмет слишком очевиден, мелок, то нечего ждать обсуждения.

Иногда вожатый, подобрав вроде бы интересную те­му, вопросы ставит так, что ответы сводятся к «да» или «нет». Отсюда опять-таки беспредметность.

И тема и вопросы должны содержать остроту и зло­бодневность, прямо затрагивать интересы пионерского коллектива, каждого из ребят. Нужно, чтобы было место для различных суждений и в то же время предполага­лись верные, созвучные нашей идеологии и морали вы­воды, к которым ребята сами придут в разговоре.

Вот, например, диспуты «Что значит жить красиво?», «Кого вы считаете ярким, интересным человеком?». Уже по названиям видно, что серьезный предмет для спора здесь налицо. Проблемы значительны? Да. Актуальны? Конечно. 'Могут ли быть высказаны разные точки зре­ния? Несомненно. Волнует ли ребят то, о чем их пригла­сили порассуждать? Еще бы, ведь для них настала пора решать, «делать жизнь с кого»!

Поводом для диспута может быть прочитанная кни­га, просмотренный спектакль, кинофильм. В городе, на* пример, показывают фильм о мировом революционном движении. Диспут разворачивается вокруг мысли 6 жертвах, страданиях, с которыми часто связана борьба за свободу и справедливость. Одни ребята с печалый замечают: «Столько горя, столько крови... Неужели

и


нельзя было без этого обойтись?» «Революции иначе не совершаются! — утверждают другие. — Они побеждают только в сражениях». Третьим истина более ясна: «Ре--, волюция знает и битвы, и мирные пути. Она берет в ру­ки оружие только тогда, когда враги обрушивают на нее огонь». И вожатый, ведущий диспут, просит всех взгля­нуть на глобус. Вот маленький Пиренейский полуостров. Жестокая гражданская война 30-х годов в Испании и избежавшая выстрелов Апрельская революция 1974 го­да в Португалии. Достаточно проследить судьбу только этого небольшого «пятачка» Европы, чтобы разобраться:

нет, революция не жаждет крови, на ее знаменах всегда мир и страстная любовь к людям. Но она должна уметь себя защищать. Эти ленинские слова, повторенные во­жатым, смыкают, воедино все сказанное на диспуте, вы­ражают то искомое, к чему по разным направлениям вели всех ребят их думы и чувства.

Материалы для обсуждения могут дать и газетная статья, и телепередача, и выставка в городском музее. Перерасти в спор может строка из школьного сочине­ния, реплика, брошенная кем-то на уроке или пионер­ском сборе. Советуем обращаться за нужной темой прежде всего к жизни самих ребят, к тому, что их не­посредственно окружает. Между ребятами часто вспы­хивают споры о" том, что такое человеческое достоин­ство, о героизме и дружбе, о поведении людей в особых, чрезвычайных условиях и в будничной обстановке. И; возникают обычно такие стихийные диспуты из того, что дети обнаружили, подметили рядом с собой...

Экономика, благосостояние людей тоже отнюдь не чуждые ребятам проблемы. У детей к ним, как всегда, свой подход, и к некоторым истинам они бывают бли­же, чем взрослые...

У семиклассниковдиспут о вещах и «-вещизме».

-— Мой папа как автомобиль купил, так от него и ни на шаг... А для -меня времени не хватает. Только зло одно в этой машине, ни к чему она, — заявляет Вик­тор.

.. •— А мой отец всегда, когда автомобилем занимает-' ся, меня зовет. Рассказывает, объясняет, мне интересно. По-моему, — считает Андрей, вещи ни в чем не ви­новаты. Все зависит от того, как люди к ним относятся...

Прав Андрей, не так ли?..

"Допустим, предмет спора найден, вопросы подготов­лены. Можно приступать?.. Нет, вожатому-организатору

М1


и ведущему надо еще раз подумать, как он будет руко­водить диспутом, направлять .его.

Следует всегда помнить, что диспут начинается не с первых слов перед аудиторией, а с названия: «Как стать вровень с веком?», «Плохо л.и стремиться быть первым?», «Можно ли соединить в себе доброту и расчетливость?» Удачные названия. Емкие, точные, выразительные. Но встречаются, к сожалению, и другие — вялые, излишне громоздкие, трафаретные. От них передается ребятам инертность мысли, которую очень нелегко преодолеть.

Если название охватывает широкую тему, его можно \ дополнить вопросами-подзаголовками. Такими, напри­мер, как для диспута о гражданской позиции: .«Откуда берется безразличие?», «Вступал ли ты в бой с пассив­ностью и равнодушием?» и т. д. Эти вопросы обозначили как бы план разговора, четко «расшифровали» ребятам их полемическую задачу.

Чтобы не ослабевал накал спора, нужно снова и сно­ва, как хворост в костер, подбрасывать «информацию к размышлению». Но бывает, что эмоции уводят диспут далеко от его сути. Возвратить ребят к ней должен ве­дущий. Тактичной, спокойной подсказкой. Вмешиваться в спор ему следует лишь по необходимости, большей частью оставаясь как бы в стороне.

Руководителю диспута должны быть в полной мере присущи деликатность, такт. Даже явно неправильное суждение он не спешит вслух признать таковым, а спра­шивает:-«Кто полагает иначе, кто желает возразить?»

Некоторые ребята потому и молчат во время диспу­та, что опасаются сказать по-своему, не так, как в учеб­нике, — не хотят нарыв'аться на окрик или насмешку. Стремление во что бы то ни стало сказать «как надо», боязнь ошибиться сковывают человека. Поэтому для диспута необходима такая атмосфера, когда каждый ощущает: он имеет право на ошибку, собеседники ни в коем случае не обидят его пренебрежением.

Надо всегда учитыват»ь,"что свое мнение не вступив­ший в диспут все равно выразит, но уже в другой, воз­можно, менее благоприятной обстановке, в обществе л.юдей^ среди которых не будет умного,опытного настав­ника. И потом, когда неверное мнение обернется невер­ным поступком, нам придется лишь сетовать: как жаль, что человека вовремя не поправили!

Еще раз^напомним: руководителю спора надо помень­ше «суфлировать» ребятам. Эта рекомендация касается


и завершающих минут диспута, когда из него извлекает­ся -мораль, делаются выводы. Конечно, тут необходимо, чтобы прозвучал голос взрослого, но прозвучал опять-таки ненавязчиво. Ребятам в эти минуты нужна уве­ренность, что они сами нашли ответы, объяснили неяс­ное, разгадали неведомое. А вожатый только «подслу­шал», выстроил и по порядку изложил их мысли... Если началу диспута (включая и название) требуется высо­кий эмоциональный тонус, то я конце вожатый обязан прежде всего проявить аналитическое мастерство, силу и стройность логики.              ,

ОТРЯД НОСИТ ИМЯ

В Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина записано: •«Каждый отряд может быть удостоен чести носить имя .героя, чья жизнь — пример для ребят. Это прославленный революционер, герой вониы, труда, советский космонавт, герой — ком­сомолец или пионер».

Пионеры сами решают, чье имя будет носить отряд.. Решают она это на отрядном сборе, как правило, в тре­тьем классе. Расскажи ;ребятам о традиции присвое­ния имен героев пиоиерским коллективам, о требова­ниях к отряду, который берется за право носить почет­ное имя. Пионерам надо объяснить, что это право от­ряд должен заслужить хорошей и отливной учебой, об­щественно полезными делами, добросовестным выпол­нением пионерских поручений, верностью Законам пио­неров и Торжественному обещанию, готовностью следо-вать примеру героя.

.Многое предстоит сделать по изучению жизни и по­двига героя. В этом ребятам необходима твоя помощь.

Порекомендуй им добывать в библиотеке школы, Дворца пионеров, в одной из детских библиотек. Там они найдут книги о герое, я может быть, и его собствен­ные произведения, газетные и журнальные статьи, вос­поминания. Соберут стихи, песни о нем, снимут копии с фотографий.

Посоветуй пионерам установигь связь с пионерски­ми отрядами других дружин, которые добились пра­ва носить имя этого героя.

Из книги «Будь готов!», выпущенной издательством «Молодая гвардия», ребята -узнают, весят ли имя вы­бранного имя героя суда серии "Юный партизан», «Пио-


неры-герои», «Герои-комсомольцы», к какому пароход­ству они приписаны. Посоветуй ребятам завязать пере­писку с экипажами этих судов.

Пионере могут послать письма в музея героя (есть ли такой музей, ответят в об-ластном управлении кулъ-гуры). Дворцу пионеров города, области, где герой ро­дился и жил.

Центральный Совет пионерской организации реко­мендует отрядам бороться за право носить имя героя-земляка, тогда пионер-а-м легче завязать дружбу с его .родными и близкими.

В отряде может пройти сбор «Имени героя будем до­стойны». Разговор пойдет о том, как отряд выполняет решение бороться за право носить почетное имя, что сделано каждым пионером, пионерскими звеньями, ка­ковы п-ланы на будущее. В решения сбора ребята запи­шут, например, такие дела: собрать для отрядной биб­лиотечки книги о любимом герое, провести конкурс сочи­нений о нем, урок мужества, побывать на родине героя, выступить с беседой о нем в октя&рятской группе.

Собранные материалы ребята оформляют в альбом или размещают в- специальном уголке.

Подробную ке-нсультацию, как правильно организо­вать сбор материалов о герое, тебе могут дать методис­ты Дворща пионеров, руководители клубов «Поиск».

Завершив программу поиска, отряд готовит рапорт совету дружины. Постарайся» чтобы отряд был готов к этому через год-полтора после начала работы. Обсудив рапорт, совет дружины принимает решение присвоить отряду имя героя. На торжественной линейке к флагу отряда прикрепляется лента с обозначением имени, ко­торое теперь отряд будет носить.            ,-

Но на этом работа, связанная с присвоением отряду имени героя, не должна прекращаться. У отряда обя­зательно появятся новые традиции: отмечать день рож­дения героя и день, когда коллективу было присвоено • его имя, проводить линейку памяти в годовщину его гибели, рапортовать друзьям и родным о своих успехах, поздравлять их с праздником.

Старшие пионеры могут передать право носить имя героя отряду младших. Для этого отряд пионеров млад­шего возраста заявляет совету дружины о своем же­лания носить имя героя. Добивается этого права. И только тогда принимает имя героя на сборе дружины от отряда седьмого или восьмого класса.


СИМВОЛЫ И РИТУАЛЫ

Пионерский строй. Пионерская форма. Сигналы гор­нов и барабанов. Пионерское знамя. Пионерский флаг. Все это воспитывает у ребят чувство гордости за свою организацию, чувство причастности к ее многомиллион­ному строю.

Но само собой это чувство не приходит. Многое, за­висит от тебя, вожатый, твоего отношения к символам, атрибутам, ритуалам, твоего умения соблюдать их и на­учить этому своих питомцев.

Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действует единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах.         

Символы детской коммунистической организации — пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан.

.Ритуалы — пионерский строй, салют, почести госу­дарственному флагу СССР,  Государственному флагу союзной республики, пионерскому- знамени дружины, отрядному флагу. Особое место среди ритуалов зани­мают почетный караул, возложение гирлянды Славы, присвоение отряду имени героя, присвоение звания «Почетный пионер».              ^

В детской коммунистической организации сложились •традиции, отношения к символам, соблюдения ритуалов, свои правила обращения с пионерскими атрибутами. Они закреплены Положением. С ним мы и хотим тебя позна­комить.

Отрядный флаг —'символ чести и сплоченности пио­неров, знак их принадлежности к конкретному пионер­скому коллективу. С отрядным флагом пионеры выхо­дят на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экс­курсий, трудовые дела. На марше флаговый идет непо­средственно за вожатым и председателем совета отря­да, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливается или закреп­ляется на видном месте. Флаговый должен уметь выпол­нять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага — в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранятся горны и барабаны.

Горн созывает пионеров. Его сигналы сопровождаю! ритуалы. Горнист отряда — ответственное пионерское поручение. Горнист должен уметь выполнять строевые


приемы с горнем и подавать сигналы: «Слушайте все»", «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста — на правом фланге строя рядом с .ба­рабанщиком, в колонне отряда — за флаговым.

Назначение барабана— сопровождать строй во вре­мя походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) дол­жен уметь выполнять строевые приемы, .исполнять «Марш», «Дробь».

Приветствие пионеров —• салют.

Пионер отдает салют, находясь в строю и вне строя:

при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионер­ский строй.

На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняют команду «Смирно!» с равнением направо или налево.

Во время приветствия руководителей пионерской ор­ганизации, почетных пионеров салют отдают только ве­дущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов от­рядов, ассистенты у знамени.

Один из любимых ребятами ритуалов — пионерский строй. Он основан на общих приемах спортивного и воинского строя. Строевые приемы применяются на пио­нерских линейках и в походе, на соревнованиях и в воен-" ных играх, на дежурстве и во время праздников. При построении пионерского отряда его возглавляют от­рядный вожатый и председатель совета, отряда, за ни­ми — флаговый, а затем — горнист-и барабанщик.

Пионерский строй предусматривает умение выпол­нять следующие команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо !»,«Налево!», «Кругом!», «Вольно!», «Отставить!», «По "порядку рассчитайсь!», '«На пер-вый-второй рассчитайсь!.»,   «В две шеренги стройся!», «В одну шеренгу стройся!», «На первый-третий рассчи­тайсь!», «В три шеренги стройся!», «На месте шагом


марш!», «Отряд (дружина), шагом марш!», «Правое (ле­вое) плечо вперед марш!», «Прямо — в колонну-по два, марш!», -«Отряд (дружина), стой!», «Приготовиться и сдать рапорты!», «Под знамя смирно!», «Равнение на знамя!», «На флаг!», «Равнение на флаг!», «Государ­ственный флаг Союза Советских Социалистических Рес­публик поднять!» (соответственно флаг союзной респуб­лики!), «Смирно! Равнение направо (налево)!»

ОТРЯД, СТРОЙСЯ!

На линейку отряд строится по звеньям. Можно по­строиться в две шеренги, в три, в колонну по одному, по два, по три и т. д.; если потребует обстановка, условия, то может быть необычное построение, например лу­чами. Но, как правило, отряд строится в каре в виде буквы П или в линию (плечом к плечу), звено рядом со звеном. В звене строятся по росту. На правом фланге каждого звена — звеньевой.

Построение начинается по сигналу горна или по команде «Отряд, становись!». Флатовый занимает место на правом фланге, рядом со звеньевым первого звена. Лицом к пионерам перед отрядом стоят вожатый и председатель совета отряда.

Надо избегать двух довольно распространенных ошибок: построения на линейку в классе, между парта­ми и выноса на отрядную линейку флага, знамени дру­жины. Знамя .дружины выносится только на линейку, сбор дружины, а отрядный флаг всегда с отрядом: и на сборах, и на парадах, праздниках, в походах, трудовых делах.

Председатель совета отряда подает команду: «Отряд, равняйсь! Смирно! Звеньевым приготовиться и сдать ра­порты! Вольно!» Звеньевые делают полшага вперед, по­ворачиваются налево, пересчитывают, пионеров и вновь принимают первоначальное положение. Вожатый перво­го звена поворачивается налево, командует «Звено, смирно!», поворачивается направо и направляется крат­чайшим путем к председателю совета отряда. Остановив­шись перед ним в 2—3 шагах, звеньевой под салютом рапортует: «Товарищ председатель совета отряда! Пер­вое.звено на линейку построено. Звеньевой Андрей Ко­жевников». Если звено не в полном составе, рапортую­щий сообщает количество отсутствующих и причины их отсутствия. Председатель совета отряда, приняв рапорт,


подает команду «Вольно!» и опускает руку. Звеньевой также опускает руку, поворачивается кругом и, начав движение с левой ноги, направляется к своему звену, останавливается и только после команды звену «Воль­но!» поворачивается кругом. Так поочередно сдают ра­порты все звеньевые.                             -

Приняв все рапорты, председатель совета отряда ра­портует отрядному пионервожатому примерно по такой форме: «Товарищ отрядный вожатый! Отряд имени Ге­роя Советского Союза Олега Кошевого в количестве 40 пионеров на линейку построен (если есть отсутствую­щие, добавляет: отсутствует один — по болезни); к про­ведению сбора готов! Председатель совета отряда Вла­димир Чернов».

Вожатый или председатель совета отряда привет­ствует ребят, представляет гостей, объявляет порядок сбора, обращается с пожеланием или напутствием.

СЛЕДОПЫТЫ ВЕДУТ ПОИСК

Поиск красных следопытов — важное средство идей­но-политического воспитания пионеров. Эта работа включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап имеет особое значение: ты психрлогически готовишь пионеров к предстоящей дея­тельности, помогаешь им овладевать необходимыми для проведения поиска знаниями и умениями, рекомендуешь необходимую литературу. Учишь, как разговаривать с людьми, чтобы получить нужную информацию,, как за­писывать разговор с ними, как систематизировать и оформлять полученный материал, разъясняешь, как нуж­но вести себя при посещении производственных пред­приятий и учреждений, при встречах с ветеранами вой­ны -и труда у них дома, как хранить редкие материалы и дорогие людям реликвии, ^доверенные пионерам.

Одновременно договариваешься с комсомольскими и партийными организациями учреждений, предприятий о том, когда пионеры могут встретиться с рабочими, слу­жащими, разъясняешь взрослым воспитательный смысл поисковой работы, даешь советы и рекомендации.

В поиске могут участвовать все пионерские звенья или специально создаваемые для этой цели группы крас­ных следопытов в составе 3—5 человек. Они встречают­ся с людьми, ведут записи бесед, собирают документы

""                                               67


и экспонаты для будущей выставки по теме поиска, фо­тографии, печатные материалы, делают зарисовки, схе­мы, организуют походы и экскурсии по местам былых сражений, исторических событий.

Красные следопыты могут рассказать о результатах поиска в звеньях, на сборах отряда и пионерской дружи­ны, во время политинформаций, занятий школы пионер­ского актива, встреч с комсомольцами -и. родителями, жи­телями микрорайона школы, организовать выставку и радиопередачу по школьному радио по материалам по­иска, рассказать о содержании добытых знаний в бюл­летенях и стенных газетах, использовать собранную ин­формацию в устных журналах, выступлениях пионерских агитбригад, в школьном лектории. Наиболее, ценные до­кументы, материалы следует передавать в школьные и районные музеи.               ,

Расскажем о некоторых формах поисковой работы, которые могут быть организованы практически в любом пионерском коллективе.

Один день пятилетки. Под таким названием прохо­дят похоДы, экскурсии красных следопытов в пределах своего района, города, области. Пионеры посещают промышленные предприятия, колхозы, совхозы, строи­тельные площадки и исследовательские лаборатории, учреждения транспорта и комбинаты бытового обслу­живания, магааины, аптеки и учреждения связи, типо­графии и художественные мастерские, парки, музеи и театры — словом, любые объекты, где трудятся совет­ские люди. Пионеры составляют план: какие объекты они будут посещать, какие сведения и материалы мо­гут получить. А ты должен решить, кто из комсомоль­цев школы будет их сопровождать, помогать им.

Ребята собирают сведения об учреждениях или пред­приятиях, используя материалы газет, теле- и радиопе­редач, рассказы своих родителей или жителей микро­района. Твоя задача — помочь ребятам определить во­просы, с которыми они обратятся к взрослым. На швей­ной фабрике, например, пионеры могут выяснить, какую продукцию и в каком количестве изготовила фабрика & течение одного дня, какая часть этих товаров выпущена со Знаком качества, какие бригады и на-сколько процен­тов перевыполнили свой дневной план» куда отправляет­ся выпущенная за день продукция, что означает пере­выполнение месячного плана фабрики хотя бы-на один процент, кому из работниц фабрики присвоено звание


«Ударник коммунистического труда» или как трудятся молодые рабочие-комсомольцы, как будет расти и раз­виваться производство к 2000 году...

Собранные ребятами материалы оформляются в те­матические выставки». «Будущее начинается сегодня», «Хроника трудовых побед», «Пятилетка — день за днем». Они" используются на уроках, сборах Отрядов, политинформациях»

Пионерское детство родителей. Эта тема поиска це­лесообразна в пионерском отряде младшего -возраста. Для младших школьников затруднительны контакты" с незнакомыми людьми, учреждениями, .организациями. Их поисковая работа успешнее осуществляется во вре­мя повседневного, привычного для детей общения с ро­дителями, соседями, знакомыми.

Почти у всех родителей сегодняшних школьников детство было пионерским, •во многих семьях хранятся различные реликвии — пионерские талстуки, значки, фо­тографии, газеты, награды/Живы ъ памяти взрослых те дела, в которых участвовали они вместе с отрядом,. помнят они и любимые песни тех лет.

,Важно получить от каждого пионера я»'формаздию до таким вопросам: были ли твои родители -пионерами? Хранятся ли в вашем доме пионерские реликвии? Рас­сказывают ли тебе твои родители о своем пионерском детстве?      -

Непременно найдутся в, отряде ребята, которые рас­скажут о детстве своих родителей, покажут сверстни­кам памятные реликвии. Но многие не смогут сразу от­ветить на поставленные вопросы. Ты с помощью класс­ного руководителя должен будешь' подвести ребят к мысли об организации поиска, цель которого формирует­ся в краткой и доступной для детей форме — узнать о пионерской жизни разных поколений, научиться у них пионерской работе.

Далее вместе с ребятами ты продумываешь содержа­ние вопросов, которые нужно выяснить в ходе поиска. Они излагаются в.-обращении к родителям, которое по­мещают на первой странице альбома-эстафеты. Альбом будет передаваться из дома в дом.             " -

Поиск может начаться с отрядной линейки, на кото­рой вожатый или председатель совета^ отряда еще раз коротко разъяснит пионерам задачу, вручит каждому звену альбом-эстафету, назовет срок, когда все материа­лы должны быть собраны. Когда будут заполнены пер-

69


вые страницы альбома, пионеры познакомятся, с их со­держанием на сборах звеньев. О них можно рассказать в отрядной или дружинной газете, в передаче школьного радио.

Важное значение в пропаганде собранных материа­лов и в завершении работы имеет итоговый сбор пионе­ров разных поколений. К сбору готовится выставка, на которой будут представлены альбомы-эстафеты, пере­данные родителями пионерские реликвии. На сборе вы­ступят родители — пионеры, разных лет. О работе от­ряда расскажут младшие пионеры. Хорошо, если звенья разучат любимые песни пионеров разных поколений, исполнят их вместе со взрослыми.

Живая история комсомола. Тему этого поиска целе­сообразно предложить тем пионерам, которые готовятся вступить в ряды ВЛКСМ.

Как показывает опыт, поиск имеет наибольший вос­питательный эффект в том случае, когда .налажены контакты пионерского и рабочего коллективов. Важно подвести ребят к пониманию того, что биография кон­кретного комсомольского коллектива — часть биогра­фии Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, что Ленинский комсомол прошел боевой и славный путь, вся его история неразрывно связана с именем В. И. Ленина, с историей Коммунистической партии, что шесть правительственных наград на знаме­ни ВЛКСМ свидетельствуют о преданности юношей и девушек Советской Родине, об их активной деятель­ности на любом—фронте коммунистического строитель­ства.

Старшие пионеры сами составляют вопросы, с кото­рыми 'нужно обратиться к рабочим. Ты помогаешь им.

О труде комсомольско-молодежной бригады можно узнать с помощью таких вопросов: сколько человек в бригаде и какие они имеют профессии? Какое задание имеет бригада на месяц? На один день? Как выполняет­ся этот план? Чем бригада отличается от других бригад предприятия или стройки? Кем гордится бригада? Кто побеждает в соревновании? Есть ли комсомольцы, ко­торых называют молодыми гвардейцами десятой пяти­летки, за что присваивается такое звание? Кто из брига­ды имеет значок «Ударник коммунистического труда», награды комсомола и предприятия? Где учатся члены бригады? Можно ли- совмещать труд, учебу и занятия


спортом? Какие в бригаде любимые песни, традицион­ные комсомольские праздники и дела?

Ответы ^на вопросы об учебных заведениях, которые готовят специалистов, о разрядах и квалификации рабо­чих, о плановых з.ада.ниях на смену, о технике, исполь­зуемой в работе, и т. д. ' помогут -старшим пионерам узнать о специфике рабочих профессий.

Встречи с рабочим коллективом надо продумать так, чтобы они не отвлекали производственников от основ­ного дела. Разговор может состояться во время обеден­ного перерыва, после работы, в общежитии в удобное для комсомольцев время. Не следует направлять сразу все группы следопытов, лучше составить график посе­щения, проследив, чтобы ребята встречались с разными людьми.

Систематизировать материал пионеры могут по та­ким, например, темам: «Наша комсомольская бригада на 'вахте пятилетки», «Профессии наших друзей», «На­ша бригада трудится, учится, отдыхает», «Молодые гвар­дейцы пятилетки».

После оформления материалов можно открыть вы­ставку, сделать стенд (желательно переносного типа), организовать беседы с пионерами других отрядов, по­знакомить с результатами поиска комсомольскую орга­низацию школы.                   "

ПИОНЕР ГОТОВИТСЯ СТАТЬ КОМСОМОЛЬЦЕМ

Это один из Законов пионеров. И жизнью своей в пионерской организации, и делами своими юный ленинец старается заслужить высокую честь быть принятым в члены ВЛКСМ.

Ты, вожатый, — посланец комсомола в пионерском отряде. Ты готовишь подростка к вступлению в ком­сомол.             -

В разговорах, беседах, встречах с ребятами расска­зывай им о своих товарищах-комсомольцах, об их тру­де и учебе, успехах и увлечениях. Обсуждай с пионерами книги, статьи, кинофильмы, телепередачи о комсомоль­цах-героях, лауреатах премии Ленинского комсомола. Приглашай в отряд ветеранов ВЛКСМ. Организуй за­очные путешествия по ударным комсомольским строй­кам. Разучивай песни и стихи о комсомоле. Проведите пионерами диспут «Готов ли ты к вступлению в комсо­мол?». Договорись с комитетом комсомола, чтобы твоих

71


пионеров, если они уже в седьмом или восьмом классе^ приглашали на открытые собрания школьной комсо-мольской организации, вечера, диспуты. Вместе читайте «Комсомольскую правду»,, местные' комсомольские га­зеты (разумеется,, те материалы, которые доступны и-интересны подросткам).. На. пионерским сборе обсудите, как ребята выполняют Закон «Пионер готовится стать комсомольцем». Пусть пионеры предложат вновь обра­зованному отряду четвероклассников бороться за право носить имя одного из героев комсомола и по-могут млад­шим в этом. Все это позволит тебе постоянно поддер­живать у ребят мечту о комсомоле.

Но не одно из мероприятий не имеет той воспита­тельной силы, которой обладает общение вожатого с пионерами. Тем более если общение это тобой, проду­мано. Мелочей здесь быть не может. Важна "реакция вожатого как на хорошие, добрые поступки пионера, так и на плохие. Надо раскрывать иеред. ребятами нравствеикые идеалы членов ВЛКСМ, ориентировать на них, делая это умело и ненавязчиво.

Центральный Комитет ВЛКСМ и Академия педаго­гических- наук СССР разработали в помощь вожатый и учителям рекомендации, как готовить пионеров седь­мых и восьмых классов к вступлению в ВЛКСМ. Эта работа включает в себя две органична взаимосвязан­ные части: ознакомление с историей комсомола, изуче­ние Устава ВЛКСМ;, выполнение конкретных обще­ственно полезных поручений.

Изучение истории и Устава комсомола проводится в кружках «Наш Ленинский комсомол» и «Закон комсо­мольской жизни»,, которые могут быть созданы в пионер­ских отрядах, в дружине по решению комитета комсо­мола шаазлы. Комитет утверждает руководителей круж­ков, обеспечивает их программой занятий. Хорошо, если и ты, вожатый, станешь руководителем одного из таких-кружков в своем отряде,

Занятия кружка, должны проходить один-два- раза в месяц. Чтобы пионерам было интереснОг советуем тебе использовать несколько методических приемов. Напри­мер, краткую беседу вожатого сменяет выступление ко­го-либо из приглашенных: ветерана, комсомольского работника, старшего вожатого, учителя, ко-мсомольца-школьника. Затем небольшие выступления пионеров, подготовленные ими самостоятельно. А потом можно по­смотреть диафильм, послушать и вместе спеть комсо­


мольские песни, почитать стихи. Договорись, чтобы не­которые занятия прошли в местном музее истории ком­сомола или комсомольца-героя, музее В. И. Ленина, краеведческом музее, во Дворце пионеров.

Стремись, чтобы ребята активно участвовали в заня­тии. Для этого выбери форму диалога, активного обще­ния с пионерами. На каждом занятии им надо предла­гать обсудить одну из тем: «Каким должен быть настоя­щий комсомолец?», «Что вы знаете о подвигах комсо­мольцев в мирное время?»

Готовясь к вступлению в комсомол, старшие пионе­ры впервые знакомятся с речью В. И. -Ленина на III съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи».

Изучение этого исторического документа — дело не­простое. Ребят надо подготовить к восприятию ленин­ской работы. В начале занятия ребята прочитают от­рывки из воспоминаний комсомольцев двадцатых годов, делегатов съезда, стихотворение А. Безыменского, по­священное этому событию. Споют песни тех лет.

Вся речь В. И.-Ленина есть разговор о том, как учиться коммунизму. Чтобы чётко и ясно понять это, пионерам надо внимательно прочитать ее всем, вместе. Предложи ребятам несколько вопросов, чтобы при чте­нии каждый постарался найти на них ответы: что зна­чит учиться коммунизму? Что такое убежденность? Как надо заниматься самовоспитанием? Как комсомольцы сегодня воплощают заветы Ильича?

Эти' вопросы и начнут беседу.

Готовясь к вступлению в комсомол, каждый старший пионер выполняет общественные поручения. По тому, насколько сознательно и активно проявляют себя под­ростки в конкретной практической деятельности, каков личный вклад каждого из них в решение общих задач коллектива, можно судить о готовности пионеров и школьников стать .членами ВЛКСМ. Поэтому выполне­ние практических заданий проводится под девизом «До­кажи делом!».

Основные требования могут быть сформулированы так:

Комсомолец ответственно относится к учебе/расши­ряет и углубляет свои знания. Докажи делом!

Комсомолец постоянно пополняет свои политические знания, стремится правильно разобраться в событиях, происходящих в мире. Докажи делом!


Комсомолец активно участвует в общественно полез-  ;

ном труде коллектива. Докажи делом!

Комсомолец заботится о пионерах, регулярно помо- :

гает им в работе. Докажи делом!                   '

В рекомендациях ты прочитаешь, что в соответствии ' с этими требованиями разработано содержание пример­ных общественных поручений, направленных на разви­тие познавательной активности старших пионеров; на расширение и углубление политических знаний; на раз­витие трудовой активности; помощь в работе с пионе­рами младшего возраста.           *

Тебе надо знать, какие поручения комитет комсомо­ла дал пионерам отряда, помогать ребятам их своевре­менно выполцить.

Вожатому необходимо уделить большое внимание сборам отряда, на которых пионеры будут рекомендо­вать своих товарищей в члены ВЛКСМ. Они должны пройти в обстановке доброжелательности, принци­пиальности, требовательности. Бывает, ребята к этому не готовы. Вот что рассказал вожатый отряда одной из сельских школ Молдавии:

«Пришло время моим семиклассникам вступать в комсомол. Конечно, об это мечтал каждый. Но вот кто достоин, сами решить не могут. Идет пионерский сбор, поглядывают выжидающе на классного руководителя, на меня. Я тогда их молчание воспринял как упрек се­бе, учителям, комитету комсомола школы и колхоза. Значит, не научили, не подготовили ребят к тому, чтобы они объективно, со всей ответственностью могли решить этот вопрос сами. Пришлось наверстывать. 'Разговор у нас в тот день состоялся долгий — о том, каким должен быть комсомолец, о его отношении к учебе, обществен­ным поручениям... Вспоминали о Павле Корчагине, мо­лодогвардейцах, ну и о наших, сельских ребятах — пе­редовиках производства, которыми гордится колхоз».

Вожатый предложил пионерам перенести обсужде­ние заявлений и каждому хорошо подумать над тем, го­тов ли он, его товарищи стать комсомольцами.

«Неделю мои семиклассники совещались, взвешива­ли все «за» и «против»... К назначенному дню все были настроены по-боевому. И откровенно скажу, во время сбора я поразился тому, какие перемены в них произо­шли. Подсказок не ждали, были самокритичны, требо­вательны к себе и другим».      .

Пионеры часто обращаются к вожатому за помощью:


как правильно написать заявление о вступлении в ком­сомол? Совет можно дать. один: каждый сам должен решить, почему он стремится стать в одном ряду с миллионами молодых строителей нового общества. Под­сказки здесь вредны. Тем более такие, какими пользо­вался один из вожатых. Он с гордостью «делился опы­том»: «Я добился идеального почти заполнения анкет. Даже учителя удивляются, как красиво могут писать ребята! Они приходят ко мне, я им показываю образцы, а"потом под диктовку они коллективно заполняют ан­кету. Поэтому у нас всегда порядок, никакой отсебяти­ны и ошибок...»

. Вопрос совсем не формальный: кто и как дает реко­мендации пионерам? Нельзя прощать ни вожатому, ни педагогу тех минут, когда .они позволяли себе «подмах­нуть» рекомендацию в анкете как бы между прочим, «на ходу», не поглядев в глаза подростка, который ждал в этот миг и особого, внимательного, доброго взгляда, и особых, неповторимых слов напутствия.

Случается, ребят в комсомол, рекомендуют только учителя, причем один учитель дает рекомендацию сразу десяти-пятнадцати подросткам. Ты должен позаботить­ся о том, чтобы пионеры имели возможность попросить рекомендации у коммунистов, с которыми ты вместе ра- • ботаешь, у ветеранов войны и труда, молодых передови­ков труда, отличников учебы.

В числе рекомендующих обязательно должен быть и отрядный вожатый. Свою подпись ты ставишь на анке­тах лучших пионеров отряда — будущих первых в клас­се комсомольцев. Согласись, это особая радость — пос­ле искреннего разговора один на один подписать своему младшему товарищу и питомцу первое «добро» в ком­сомольскую жизнь. Это твое право, вожатый, закономер­ный и достойный итог всего, что ты сделал для воспи­тания реб'ят настоящими юными гражданами, хорошей сменой рядов Ленинского комсомола.

Хостинг от uCoz