ГЛАВНЫЕ ДЕЛА ОТРЯДА
ВОСПИТЫВАТЬ СТОЙКИХ ЛЕНИНЦЕВ
Пионерская организация — политическая организация. Ее цель — помогать партии, комсомолу воспитать детей и подростков настоящими юными 'ленинцами, активными строителями коммунистического общества.
Самый правильный путь политического воспитания — это воспитание на примере жизни и деятельности В. И. Ленина и его соратников, на революционных, боевых и трудовых традициях .советского народа.
Знакомясь с биографией и революционной борьбой В. И. Ленина, его соратников, пионеры могут провести ^читательскую конференцию по книгам, посмотреть и 'обсудить спектакли, рассказывающие об их жизни, кинофильмы и диафильмы, познакомиться с произведениями изобразительного искусства. Если в школе действует ленинский зал — принять участие в пополнении его экспозиций. Многое узнают ребята, организовав заочное путешествие по ленинским местам, посетив местный филиал Центрального музея В. И. Ленина, истори-ко-краеведческий музей.
Воспитывать пионеров на лучших традициях советского народа — значит показывать им, как поступают коммунисты, как они преодолевают трудности на пути строительства нового мира, знакомить ребят со страницами славного революционного прошлого нашей страны и с созидательными буднями людей труда.
Знакомство это должно быть живым, наглядным, убедительным.
Посоветуйся с товарищами, учителями: кого из ветеранов войны, труда следует пригласить в отряд, с кем из старых коммунистов, кавалеров ордена Ленина провести встречу: пусть услышат ребята о трудовых и ратных свершениях партии и народа.
Важным средством политического воспитания в пионерской Организации является участие пионеров в Неде-" ле революционной славы, Всесоюзной вахте памяти, Ленинской неделе. Как организовать их в отряде, ты можешь узнать из «Спутника пионерского вожатого» — путеводителя по датам красного календаря. Его ежегодно выпускает издательство «Молодая гвардия».
Все народы нашей страны объединяет одно общее дело — борьба за построение нового общества.
Представляют себе твои пионеры это могучее содружество? Всячески поощряй их стремление больше узнавать о союзных республиках, переписываться с пионерами разных национальностей, обмениваться фотографиями, открытками, коллекциями, устраивать заочные соревнования, турниры.
Пионеров, безусловно, интересует и то, как живут их ' сверстники в социалистических странах. Пусть ребята начнут переписываться с пионерами стран социалистического содружества, узнают о деятельности их пионерских организаций. Если представится возможность, помоги ребятам пригласить в отряд иностранцев студентов, обучающихся в Советском Союзе, или членов делегаций зарубежных стран, людей, побывавших за границей в туристической или служебной поездке.
Твой отряд может стать коллективным членом школьного клуба интернациональной дружбы или КИДа при Доме, Дворце пионеров. Участие в его работе намного расширит знания ребят, поможет в коллективной и индивидуальной переписке.
Все люди доброй воли на планете борются сегодня за мир, разоружение, социальный прогресс. Ты должен научить пионеров идти в одном строю с ними, присоединять свой голос к голосу миллионов. «Комсомольская правда» организует сбор подписей под воззванием прекратить гонку вооружений — каждый пионер подписывается под ним; нависла угроза расправы над видным борцом-коммунистом — в отряде линейка протеста; у шефов субботник в фонд мира — вместе с ними на трудовом десанте и твои пионеры, •
Сегодня общественная, экономическая и культурная жизнь нашей страны и за ее рубежами развивается стремительно, бурно. Каждый день газеты, радио, телевидение приносят множество известий. Во многих из них подростки еще не могут разобраться самостоятельна. Возникают недоуменные вопросы, сомнения. Ребятатя
должна быть предоставлека возможность эа^йз» любые вопросы, выразить все, что их смущав!. Проводи с помощью классного руководителя, своих това|»яа|й1, родителей час вопросов и ответов: пусть ре'бята изустно, и в записках спрашивают, что им интересно. А ты,; аоеове-товавшись с учителем, решишь: поместить ли зйметку в отрядный уголок, провести ли тематическую веаювтин-формацию или организовать встречу с интересней» человеком...
Очень важно, чтобы своими вопросами пионера делились с тобой, чтобы могли получить от тебя толковый, правильный ответ. Беседуя с пионерами, старайся ебра;-шаться к конкретному материалу, к фактам из жизни. Говори убедительно, правдиво, ни в коем случае не допуская лжи. Ребята очень чутки ко всякой фальши. Не можешь сразу ответить на вопрос — лучше прямо скажи об этом ребятам: когда выяснишь его для себя, тогда и разъяснишь все то, что им непонятно.
Стремясь говорить просто. Но простота и упрощенность не одно и то же. Надо уметь различать эти понятия. Признак единственный, но абсолютно надежный — содержательность. Наладить самый прямой, самый до-ступный путь к сознанию ребят, не- обедняя пропагандируемые идеи, — вот что такое простота, Она не имеет ничего общего с упрощенностью, когда материал преподносится в виде аюверхностной, отрывочной информации, № настолько «облегченной» форме, что содержание оказывается искаженным.
Иногда вгояеяо яабанодать, как вожатый перед беседой с пионерами склеивает абзацы или даже целые статьи из газет, журналов, брошюр — составляет «свое» выступлеиие... Но ведь ничего своего ©и предложить ре-' батам не собирается! В его рассказе вее будет правильно» он будет стройным и отточенным, но лишенным той живинки, которая рождается только мыслью и* эмоциями самсй-о рассказчика. А без нее и проста® пекажется ребятам слишком сложным и потому неинтересным.
Старайся почаще приглашать в отряд родителей пионеров — в их беседах с ребятам» заложены большие щюпагаадиетские возможности. Раб<этгие, ученые, инже-иеры, врачи — оиа могут раеекаэа.ть не только р себе и саои?1 товарищах по труду (хотя, несомненно, и это очень важгоэ), во и поделиться суждениями о самых разных политических событиях. У них ведь явное преимущество перед любям лектором: они свей, в них
глядной агитации: плакаты, схемы, диаграммы, рисун ки, фотографии, диапозитивы, слайды.
'В отрядах седьмых-восьмых классов надо чаще при-;
влекать к проведению политинформации самих пионе! ров. Причем не только в своих коллективах, но и у октябрят, младших пионеров. Но ребятам очень нужна. твоя помощь. Что ты должен сделать, поручив одному! из пионеров подготовить в отряде политинформацию?, Побеседовать с -этим пионером, помочь ему уяснить;
насколько серьезно и ответственно его задание. Посове--товать, как интереснее и содержательнее построить политинформацию. Предложить подумать над ее основными вопросами. Подсказать, какие статьи газет и журналов почитать, какие телепередачи посмотреть, к кому из учителей, комсомольцев-школьников обратиться з
консультациями. Напомнить о ярких наглядных иллюстрациях, о технических средствах. Накануне еще раз' встретиться с пионером, убедиться в его готовности, снять вполне естественное волнение, напряжение. 1
Порою политинформация превращается в спор. И это| хорошо: нет равнодушия, ребята задеты за живое; А где спор, там накал эмоций. Не бойся их! Они — союзники твоего искусства убеждать.
Подростки, особенно старшего ' возраста, охотно «скрещивают шпаги» в дискуссиях. И вожатым необходимо умение утверждать наши идеи в противоборстве ребячьих мнений.
Подчас у некоторых вожатых прорывается недоверие к возможности дискутировать на общественно-политиче-ские темы в пионерском отряде. «О чем, собственно, спорить? — спрашивают они. — Все, что нужно зиать детям, уже выяснено, написано а хороших книгах, учеб-никах, в важных документах, которые определяют про-грамму надпей жизни. Детям бы все это повнимательнее читать, лучше понимать — и тогда всякие «словопрения» ни к чему...» Так ли это? Диспут, оттачивая мысль, как раз и помогает понять то, что на страницах книг, учеб-ников предстает сложным, а иногда и противоречивым. Именно коллективный поиск истины способен ускорить и углубить познание. А оно ведь беспредельно, чем боль-ше мы для себя открываем, тем больше тянемся к еще не открытому, не познанному. И диспут всегда несет человеку новую информацию, расширяет представление о, казалось бы, хорошо известном. Кроме того, одно рело, когда ребенку правильную мысль внушает взрос-
лый, и совсем другое — когда ее подкрепляет своими аргументами сверстник... А разве можно забывать, что, споря между собой, ребята учатся отстаивать нашу правду, наши принципы в идейных боях с классовыми противниками? Напомним еще и о том, что культура спора, требующая уважения к собеседнику, умения говорить и слушать, — слагаемое культуры общения. Итак, ребятам есть о чем и есть ради чего спорить!
Организовать диспут, управлять им — искусство. Важно, чтобы не превратился он в поток заученных, стертых фраз, чтобы не захлестнула его стихжя ребячьего темперамента. Тонкое, непростое это искусство. В чем оно заключается?
М. И. Калинин говорил: «Надо, чтобы дюди спорили, и не искусственно, а по существу». Выдающийся партийный пропагандист указывает нам на первое, о чем мы должны подумать, — на выбор предмета для спора.
Он должен быть существенным. Достаточно сложным, чтобы побудить ребят к размышлениям, однако доступным для детского ума. Если же предмет слишком очевиден, мелок, то нечего ждать обсуждения.
Иногда вожатый, подобрав вроде бы интересную тему, вопросы ставит так, что ответы сводятся к «да» или «нет». Отсюда опять-таки беспредметность.
И тема и вопросы должны содержать остроту и злободневность, прямо затрагивать интересы пионерского коллектива, каждого из ребят. Нужно, чтобы было место для различных суждений и в то же время предполагались верные, созвучные нашей идеологии и морали выводы, к которым ребята сами придут в разговоре.
Вот, например, диспуты «Что значит жить красиво?», «Кого вы считаете ярким, интересным человеком?». Уже по названиям видно, что серьезный предмет для спора здесь налицо. Проблемы значительны? Да. Актуальны? Конечно. 'Могут ли быть высказаны разные точки зрения? Несомненно. Волнует ли ребят то, о чем их пригласили порассуждать? Еще бы, ведь для них настала пора решать, «делать жизнь с кого»!
Поводом для диспута может быть прочитанная книга, просмотренный спектакль, кинофильм. В городе, на* пример, показывают фильм о мировом революционном движении. Диспут разворачивается вокруг мысли 6 жертвах, страданиях, с которыми часто связана борьба за свободу и справедливость. Одни ребята с печалый замечают: «Столько горя, столько крови... Неужели
и
нельзя было без этого обойтись?» «Революции иначе не совершаются! — утверждают другие. — Они побеждают только в сражениях». Третьим истина более ясна: «Ре--, волюция знает и битвы, и мирные пути. Она берет в руки оружие только тогда, когда враги обрушивают на нее огонь». И вожатый, ведущий диспут, просит всех взглянуть на глобус. Вот маленький Пиренейский полуостров. Жестокая гражданская война 30-х годов в Испании и избежавшая выстрелов Апрельская революция 1974 года в Португалии. Достаточно проследить судьбу только этого небольшого «пятачка» Европы, чтобы разобраться:
нет, революция не жаждет крови, на ее знаменах всегда мир и страстная любовь к людям. Но она должна уметь себя защищать. Эти ленинские слова, повторенные вожатым, смыкают, воедино все сказанное на диспуте, выражают то искомое, к чему по разным направлениям вели всех ребят их думы и чувства.
Материалы для обсуждения могут дать и газетная статья, и телепередача, и выставка в городском музее. Перерасти в спор может строка из школьного сочинения, реплика, брошенная кем-то на уроке или пионерском сборе. Советуем обращаться за нужной темой прежде всего к жизни самих ребят, к тому, что их непосредственно окружает. Между ребятами часто вспыхивают споры о" том, что такое человеческое достоинство, о героизме и дружбе, о поведении людей в особых, чрезвычайных условиях и в будничной обстановке. И; возникают обычно такие стихийные диспуты из того, что дети обнаружили, подметили рядом с собой...
Экономика, благосостояние людей тоже отнюдь не чуждые ребятам проблемы. У детей к ним, как всегда, свой подход, и к некоторым истинам они бывают ближе, чем взрослые...
У семиклассниковдиспут о вещах и «-вещизме».
-— Мой папа как автомобиль купил, так от него и ни на шаг... А для -меня времени не хватает. Только зло одно в этой машине, ни к чему она, — заявляет Виктор.
.. •— А мой отец всегда, когда автомобилем занимает-' ся, меня зовет. Рассказывает, объясняет, мне интересно. По-моему, — считает Андрей, — вещи ни в чем не виноваты. Все зависит от того, как люди к ним относятся...
Прав Андрей, не так ли?..
"Допустим, предмет спора найден, вопросы подготовлены. Можно приступать?.. Нет, вожатому-организатору
М1
и ведущему надо еще раз подумать, как он будет руководить диспутом, направлять .его.
Следует всегда помнить, что диспут начинается не с первых слов перед аудиторией, а с названия: «Как стать вровень с веком?», «Плохо л.и стремиться быть первым?», «Можно ли соединить в себе доброту и расчетливость?» Удачные названия. Емкие, точные, выразительные. Но встречаются, к сожалению, и другие — вялые, излишне громоздкие, трафаретные. От них передается ребятам инертность мысли, которую очень нелегко преодолеть.
Если название охватывает широкую тему, его можно \ дополнить вопросами-подзаголовками. Такими, например, как для диспута о гражданской позиции: .«Откуда берется безразличие?», «Вступал ли ты в бой с пассивностью и равнодушием?» и т. д. Эти вопросы обозначили как бы план разговора, четко «расшифровали» ребятам их полемическую задачу.
Чтобы не ослабевал накал спора, нужно снова и снова, как хворост в костер, подбрасывать «информацию к размышлению». Но бывает, что эмоции уводят диспут далеко от его сути. Возвратить ребят к ней должен ведущий. Тактичной, спокойной подсказкой. Вмешиваться в спор ему следует лишь по необходимости, большей частью оставаясь как бы в стороне.
Руководителю диспута должны быть в полной мере присущи деликатность, такт. Даже явно неправильное суждение он не спешит вслух признать таковым, а спрашивает:-«Кто полагает иначе, кто желает возразить?»
Некоторые ребята потому и молчат во время диспута, что опасаются сказать по-своему, не так, как в учебнике, — не хотят нарыв'аться на окрик или насмешку. Стремление во что бы то ни стало сказать «как надо», боязнь ошибиться сковывают человека. Поэтому для диспута необходима такая атмосфера, когда каждый ощущает: он имеет право на ошибку, собеседники ни в коем случае не обидят его пренебрежением.
Надо всегда учитыват»ь,"что свое мнение не вступивший в диспут все равно выразит, но уже в другой, возможно, менее благоприятной обстановке, в обществе л.юдей^ среди которых не будет умного,опытного наставника. И потом, когда неверное мнение обернется неверным поступком, нам придется лишь сетовать: как жаль, что человека вовремя не поправили!
Еще раз^напомним: руководителю спора надо поменьше «суфлировать» ребятам. Эта рекомендация касается
и завершающих минут диспута, когда из него извлекается -мораль, делаются выводы. Конечно, тут необходимо, чтобы прозвучал голос взрослого, но прозвучал опять-таки ненавязчиво. Ребятам в эти минуты нужна уверенность, что они сами нашли ответы, объяснили неясное, разгадали неведомое. А вожатый только «подслушал», выстроил и по порядку изложил их мысли... Если началу диспута (включая и название) требуется высокий эмоциональный тонус, то я конце вожатый обязан прежде всего проявить аналитическое мастерство, силу и стройность логики. ,
ОТРЯД НОСИТ ИМЯ
В Положении о Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина записано: •«Каждый отряд может быть удостоен чести носить имя .героя, чья жизнь — пример для ребят. Это прославленный революционер, герой вониы, труда, советский космонавт, герой — комсомолец или пионер».
Пионеры сами решают, чье имя будет носить отряд.. Решают она это на отрядном сборе, как правило, в третьем классе. Расскажи ;ребятам о традиции присвоения имен героев пиоиерским коллективам, о требованиях к отряду, который берется за право носить почетное имя. Пионерам надо объяснить, что это право отряд должен заслужить хорошей и отливной учебой, общественно полезными делами, добросовестным выполнением пионерских поручений, верностью Законам пионеров и Торжественному обещанию, готовностью следо-вать примеру героя.
.Многое предстоит сделать по изучению жизни и подвига героя. В этом ребятам необходима твоя помощь.
Порекомендуй им добывать в библиотеке школы, Дворца пионеров, в одной из детских библиотек. Там они найдут книги о герое, я может быть, и его собственные произведения, газетные и журнальные статьи, воспоминания. Соберут стихи, песни о нем, снимут копии с фотографий.
Посоветуй пионерам установигь связь с пионерскими отрядами других дружин, которые добились права носить имя этого героя.
Из книги «Будь готов!», выпущенной издательством «Молодая гвардия», ребята -узнают, весят ли имя выбранного имя героя суда серии "Юный партизан», «Пио-
неры-герои», «Герои-комсомольцы», к какому пароходству они приписаны. Посоветуй ребятам завязать переписку с экипажами этих судов.
Пионере могут послать письма в музея героя (есть ли такой музей, ответят в об-ластном управлении кулъ-гуры). Дворцу пионеров города, области, где герой родился и жил.
Центральный Совет пионерской организации рекомендует отрядам бороться за право носить имя героя-земляка, тогда пионер-а-м легче завязать дружбу с его .родными и близкими.
В отряде может пройти сбор «Имени героя будем достойны». Разговор пойдет о том, как отряд выполняет решение бороться за право носить почетное имя, что сделано каждым пионером, пионерскими звеньями, каковы п-ланы на будущее. В решения сбора ребята запишут, например, такие дела: собрать для отрядной библиотечки книги о любимом герое, провести конкурс сочинений о нем, урок мужества, побывать на родине героя, выступить с беседой о нем в октя&рятской группе.
Собранные материалы ребята оформляют в альбом или размещают в- специальном уголке.
Подробную ке-нсультацию, как правильно организовать сбор материалов о герое, тебе могут дать методисты Дворща пионеров, руководители клубов «Поиск».
Завершив программу поиска, отряд готовит рапорт совету дружины. Постарайся» чтобы отряд был готов к этому через год-полтора после начала работы. Обсудив рапорт, совет дружины принимает решение присвоить отряду имя героя. На торжественной линейке к флагу отряда прикрепляется лента с обозначением имени, которое теперь отряд будет носить. ,-
Но на этом работа, связанная с присвоением отряду имени героя, не должна прекращаться. У отряда обязательно появятся новые традиции: отмечать день рождения героя и день, когда коллективу было присвоено • его имя, проводить линейку памяти в годовщину его гибели, рапортовать друзьям и родным о своих успехах, поздравлять их с праздником.
Старшие пионеры могут передать право носить имя героя отряду младших. Для этого отряд пионеров младшего возраста заявляет совету дружины о своем желания носить имя героя. Добивается этого права. И только тогда принимает имя героя на сборе дружины от отряда седьмого или восьмого класса.
СИМВОЛЫ И РИТУАЛЫ
Пионерский строй. Пионерская форма. Сигналы горнов и барабанов. Пионерское знамя. Пионерский флаг. Все это воспитывает у ребят чувство гордости за свою организацию, чувство причастности к ее многомиллионному строю.
Но само собой это чувство не приходит. Многое, зависит от тебя, вожатый, твоего отношения к символам, атрибутам, ритуалам, твоего умения соблюдать их и научить этому своих питомцев.
Во Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина действует единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. •
Символы детской коммунистической организации — пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан.
.Ритуалы — пионерский строй, салют, почести государственному флагу СССР, Государственному флагу союзной республики, пионерскому- знамени дружины, отрядному флагу. Особое место среди ритуалов занимают почетный караул, возложение гирлянды Славы, присвоение отряду имени героя, присвоение звания «Почетный пионер». ^
В детской коммунистической организации сложились •традиции, отношения к символам, соблюдения ритуалов, свои правила обращения с пионерскими атрибутами. Они закреплены Положением. С ним мы и хотим тебя познакомить.
Отрядный флаг —'символ чести и сплоченности пионеров, знак их принадлежности к конкретному пионерскому коллективу. С отрядным флагом пионеры выходят на сборы, линейки, парады, праздники, походы, экскурсий, трудовые дела. На марше флаговый идет непосредственно за вожатым и председателем совета отряда, впереди горниста и барабанщика. На воскреснике, туристском привале флаг устанавливается или закрепляется на видном месте. Флаговый должен уметь выполнять следующие команды: «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!» Место хранения флага — в пионерской комнате рядом со знаменем дружины. Здесь же, как правило, хранятся горны и барабаны.
Горн созывает пионеров. Его сигналы сопровождаю! ритуалы. Горнист отряда — ответственное пионерское поручение. Горнист должен уметь выполнять строевые
приемы с горнем и подавать сигналы: «Слушайте все»", «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста — на правом фланге строя рядом с .барабанщиком, в колонне отряда — за флаговым.
Назначение барабана— сопровождать строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирает сбор или совет отряда) должен уметь выполнять строевые приемы, .исполнять «Марш», «Дробь».
Приветствие пионеров —• салют.
Пионер отдает салют, находясь в строю и вне строя:
при исполнении «Интернационала», Гимна Советского Союза и гимнов союзных республик, при ответе на пионерский девиз, по команде «Равнение на знамя!», «Равнение на флаг!», у Мавзолея, у памятников В. И. Ленину и памятников и обелисков павшим героям. При сдаче рапорта, при смене караула у знамени, при объявлении благодарности перед строем, награждении, при получении Красного знамени, отрядного флага или пионерских атрибутов, приветствуя воинский и пионерский строй.
На параде, линейке, проходя мимо трибун, пионеры выполняют команду «Смирно!» с равнением направо или налево.
Во время приветствия руководителей пионерской организации, почетных пионеров салют отдают только ведущие колонну старший вожатый, председатель совета дружины, отрядные вожатые, председатели советов отрядов, ассистенты у знамени.
Один из любимых ребятами ритуалов — пионерский строй. Он основан на общих приемах спортивного и воинского строя. Строевые приемы применяются на пионерских линейках и в походе, на соревнованиях и в воен-" ных играх, на дежурстве и во время праздников. При построении пионерского отряда его возглавляют отрядный вожатый и председатель совета, отряда, за ними — флаговый, а затем — горнист-и барабанщик.
Пионерский строй предусматривает умение выполнять следующие команды: «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Направо !»,«Налево!», «Кругом!», «Вольно!», «Отставить!», «По "порядку рассчитайсь!», '«На пер-вый-второй рассчитайсь!.», «В две шеренги стройся!», «В одну шеренгу стройся!», «На первый-третий рассчитайсь!», «В три шеренги стройся!», «На месте шагом
марш!», «Отряд (дружина), шагом марш!», «Правое (левое) плечо вперед марш!», «Прямо — в колонну-по два, марш!», -«Отряд (дружина), стой!», «Приготовиться и сдать рапорты!», «Под знамя смирно!», «Равнение на знамя!», «На флаг!», «Равнение на флаг!», «Государственный флаг Союза Советских Социалистических Республик поднять!» (соответственно флаг союзной республики!), «Смирно! Равнение направо (налево)!»
ОТРЯД, СТРОЙСЯ!
На линейку отряд строится по звеньям. Можно построиться в две шеренги, в три, в колонну по одному, по два, по три и т. д.; если потребует обстановка, условия, то может быть необычное построение, например лучами. Но, как правило, отряд строится в каре в виде буквы П или в линию (плечом к плечу), звено рядом со звеном. В звене строятся по росту. На правом фланге каждого звена — звеньевой.
Построение начинается по сигналу горна или по команде «Отряд, становись!». Флатовый занимает место на правом фланге, рядом со звеньевым первого звена. Лицом к пионерам перед отрядом стоят вожатый и председатель совета отряда.
Надо избегать двух довольно распространенных ошибок: построения на линейку в классе, между партами и выноса на отрядную линейку флага, знамени дружины. Знамя .дружины выносится только на линейку, сбор дружины, а отрядный флаг всегда с отрядом: и на сборах, и на парадах, праздниках, в походах, трудовых делах.
Председатель совета отряда подает команду: «Отряд, равняйсь! Смирно! Звеньевым приготовиться и сдать рапорты! Вольно!» Звеньевые делают полшага вперед, поворачиваются налево, пересчитывают, пионеров и вновь принимают первоначальное положение. Вожатый первого звена поворачивается налево, командует «Звено, смирно!», поворачивается направо и направляется кратчайшим путем к председателю совета отряда. Остановившись перед ним в 2—3 шагах, звеньевой под салютом рапортует: «Товарищ председатель совета отряда! Первое.звено на линейку построено. Звеньевой Андрей Кожевников». Если звено не в полном составе, рапортующий сообщает количество отсутствующих и причины их отсутствия. Председатель совета отряда, приняв рапорт,
подает команду «Вольно!» и опускает руку. Звеньевой также опускает руку, поворачивается кругом и, начав движение с левой ноги, направляется к своему звену, останавливается и только после команды звену «Вольно!» поворачивается кругом. Так поочередно сдают рапорты все звеньевые. -
Приняв все рапорты, председатель совета отряда рапортует отрядному пионервожатому примерно по такой форме: «Товарищ отрядный вожатый! Отряд имени Героя Советского Союза Олега Кошевого в количестве 40 пионеров на линейку построен (если есть отсутствующие, добавляет: отсутствует один — по болезни); к проведению сбора готов! Председатель совета отряда Владимир Чернов».
Вожатый или председатель совета отряда приветствует ребят, представляет гостей, объявляет порядок сбора, обращается с пожеланием или напутствием.
СЛЕДОПЫТЫ ВЕДУТ ПОИСК
Поиск красных следопытов — важное средство идейно-политического воспитания пионеров. Эта работа включает в себя несколько этапов: подготовительный, основной, итоговый.
Подготовительный этап имеет особое значение: ты психрлогически готовишь пионеров к предстоящей деятельности, помогаешь им овладевать необходимыми для проведения поиска знаниями и умениями, рекомендуешь необходимую литературу. Учишь, как разговаривать с людьми, чтобы получить нужную информацию,, как записывать разговор с ними, как систематизировать и оформлять полученный материал, разъясняешь, как нужно вести себя при посещении производственных предприятий и учреждений, при встречах с ветеранами войны -и труда у них дома, как хранить редкие материалы и дорогие людям реликвии, ^доверенные пионерам.
Одновременно договариваешься с комсомольскими и партийными организациями учреждений, предприятий о том, когда пионеры могут встретиться с рабочими, служащими, разъясняешь взрослым воспитательный смысл поисковой работы, даешь советы и рекомендации.
В поиске могут участвовать все пионерские звенья или специально создаваемые для этой цели группы красных следопытов в составе 3—5 человек. Они встречаются с людьми, ведут записи бесед, собирают документы
"" 67
и экспонаты для будущей выставки по теме поиска, фотографии, печатные материалы, делают зарисовки, схемы, организуют походы и экскурсии по местам былых сражений, исторических событий.
Красные следопыты могут рассказать о результатах поиска в звеньях, на сборах отряда и пионерской дружины, во время политинформаций, занятий школы пионерского актива, встреч с комсомольцами -и. родителями, жителями микрорайона школы, организовать выставку и радиопередачу по школьному радио по материалам поиска, рассказать о содержании добытых знаний в бюллетенях и стенных газетах, использовать собранную информацию в устных журналах, выступлениях пионерских агитбригад, в школьном лектории. Наиболее, ценные документы, материалы следует передавать в школьные и районные музеи. ,
Расскажем о некоторых формах поисковой работы, которые могут быть организованы практически в любом пионерском коллективе.
Один день пятилетки. Под таким названием проходят похоДы, экскурсии красных следопытов в пределах своего района, города, области. Пионеры посещают промышленные предприятия, колхозы, совхозы, строительные площадки и исследовательские лаборатории, учреждения транспорта и комбинаты бытового обслуживания, магааины, аптеки и учреждения связи, типографии и художественные мастерские, парки, музеи и театры — словом, любые объекты, где трудятся советские люди. Пионеры составляют план: какие объекты они будут посещать, какие сведения и материалы могут получить. А ты должен решить, кто из комсомольцев школы будет их сопровождать, помогать им.
Ребята собирают сведения об учреждениях или предприятиях, используя материалы газет, теле- и радиопередач, рассказы своих родителей или жителей микрорайона. Твоя задача — помочь ребятам определить вопросы, с которыми они обратятся к взрослым. На швейной фабрике, например, пионеры могут выяснить, какую продукцию и в каком количестве изготовила фабрика & течение одного дня, какая часть этих товаров выпущена со Знаком качества, какие бригады и на-сколько процентов перевыполнили свой дневной план» куда отправляется выпущенная за день продукция, что означает перевыполнение месячного плана фабрики хотя бы-на один процент, кому из работниц фабрики присвоено звание
«Ударник коммунистического труда» или как трудятся молодые рабочие-комсомольцы, как будет расти и развиваться производство к 2000 году...
Собранные ребятами материалы оформляются в тематические выставки». «Будущее начинается сегодня», «Хроника трудовых побед», «Пятилетка — день за днем». Они" используются на уроках, сборах Отрядов, политинформациях»
Пионерское детство родителей. Эта тема поиска целесообразна в пионерском отряде младшего -возраста. Для младших школьников затруднительны контакты" с незнакомыми людьми, учреждениями, .организациями. Их поисковая работа успешнее осуществляется во время повседневного, привычного для детей общения с родителями, соседями, знакомыми.
Почти у всех родителей сегодняшних школьников детство было пионерским, •во многих семьях хранятся различные реликвии — пионерские талстуки, значки, фотографии, газеты, награды/Живы ъ памяти взрослых те дела, в которых участвовали они вместе с отрядом,. помнят они и любимые песни тех лет.
,Важно получить от каждого пионера я»'формаздию до таким вопросам: были ли твои родители -пионерами? Хранятся ли в вашем доме пионерские реликвии? Рассказывают ли тебе твои родители о своем пионерском детстве? -
Непременно найдутся в, отряде ребята, которые расскажут о детстве своих родителей, покажут сверстникам памятные реликвии. Но многие не смогут сразу ответить на поставленные вопросы. Ты с помощью классного руководителя должен будешь' подвести ребят к мысли об организации поиска, цель которого формируется в краткой и доступной для детей форме — узнать о пионерской жизни разных поколений, научиться у них пионерской работе.
Далее вместе с ребятами ты продумываешь содержание вопросов, которые нужно выяснить в ходе поиска. Они излагаются в.-обращении к родителям, которое помещают на первой странице альбома-эстафеты. Альбом будет передаваться из дома в дом. " -
Поиск может начаться с отрядной линейки, на которой вожатый или председатель совета^ отряда еще раз коротко разъяснит пионерам задачу, вручит каждому звену альбом-эстафету, назовет срок, когда все материалы должны быть собраны. Когда будут заполнены пер-
69
вые страницы альбома, пионеры познакомятся, с их содержанием на сборах звеньев. О них можно рассказать в отрядной или дружинной газете, в передаче школьного радио.
Важное значение в пропаганде собранных материалов и в завершении работы имеет итоговый сбор пионеров разных поколений. К сбору готовится выставка, на которой будут представлены альбомы-эстафеты, переданные родителями пионерские реликвии. На сборе выступят родители — пионеры, разных лет. О работе отряда расскажут младшие пионеры. Хорошо, если звенья разучат любимые песни пионеров разных поколений, исполнят их вместе со взрослыми.
Живая история комсомола. Тему этого поиска целесообразно предложить тем пионерам, которые готовятся вступить в ряды ВЛКСМ.
Как показывает опыт, поиск имеет наибольший воспитательный эффект в том случае, когда .налажены контакты пионерского и рабочего коллективов. Важно подвести ребят к пониманию того, что биография конкретного комсомольского коллектива — часть биографии Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, что Ленинский комсомол прошел боевой и славный путь, вся его история неразрывно связана с именем В. И. Ленина, с историей Коммунистической партии, что шесть правительственных наград на знамени ВЛКСМ свидетельствуют о преданности юношей и девушек Советской Родине, об их активной деятельности на любом—фронте коммунистического строительства.
Старшие пионеры сами составляют вопросы, с которыми 'нужно обратиться к рабочим. Ты помогаешь им.
О труде комсомольско-молодежной бригады можно узнать с помощью таких вопросов: сколько человек в бригаде и какие они имеют профессии? Какое задание имеет бригада на месяц? На один день? Как выполняется этот план? Чем бригада отличается от других бригад предприятия или стройки? Кем гордится бригада? Кто побеждает в соревновании? Есть ли комсомольцы, которых называют молодыми гвардейцами десятой пятилетки, за что присваивается такое звание? Кто из бригады имеет значок «Ударник коммунистического труда», награды комсомола и предприятия? Где учатся члены бригады? Можно ли- совмещать труд, учебу и занятия
спортом? Какие в бригаде любимые песни, традиционные комсомольские праздники и дела?
Ответы ^на вопросы об учебных заведениях, которые готовят специалистов, о разрядах и квалификации рабочих, о плановых з.ада.ниях на смену, о технике, используемой в работе, и т. д. ' помогут -старшим пионерам узнать о специфике рабочих профессий.
Встречи с рабочим коллективом надо продумать так, чтобы они не отвлекали производственников от основного дела. Разговор может состояться во время обеденного перерыва, после работы, в общежитии в удобное для комсомольцев время. Не следует направлять сразу все группы следопытов, лучше составить график посещения, проследив, чтобы ребята встречались с разными людьми.
Систематизировать материал пионеры могут по таким, например, темам: «Наша комсомольская бригада на 'вахте пятилетки», «Профессии наших друзей», «Наша бригада трудится, учится, отдыхает», «Молодые гвардейцы пятилетки».
После оформления материалов можно открыть выставку, сделать стенд (желательно переносного типа), организовать беседы с пионерами других отрядов, познакомить с результатами поиска комсомольскую организацию школы. "
ПИОНЕР ГОТОВИТСЯ СТАТЬ КОМСОМОЛЬЦЕМ
Это один из Законов пионеров. И жизнью своей в пионерской организации, и делами своими юный ленинец старается заслужить высокую честь быть принятым в члены ВЛКСМ.
Ты, вожатый, — посланец комсомола в пионерском отряде. Ты готовишь подростка к вступлению в комсомол. • -
В разговорах, беседах, встречах с ребятами рассказывай им о своих товарищах-комсомольцах, об их труде и учебе, успехах и увлечениях. Обсуждай с пионерами книги, статьи, кинофильмы, телепередачи о комсомольцах-героях, лауреатах премии Ленинского комсомола. Приглашай в отряд ветеранов ВЛКСМ. Организуй заочные путешествия по ударным комсомольским стройкам. Разучивай песни и стихи о комсомоле. Проведите пионерами диспут «Готов ли ты к вступлению в комсомол?». Договорись с комитетом комсомола, чтобы твоих
71
пионеров, если они уже в седьмом или восьмом классе^ приглашали на открытые собрания школьной комсо-мольской организации, вечера, диспуты. Вместе читайте «Комсомольскую правду»,, местные' комсомольские газеты (разумеется,, те материалы, которые доступны и-интересны подросткам).. На. пионерским сборе обсудите, как ребята выполняют Закон «Пионер готовится стать комсомольцем». Пусть пионеры предложат вновь образованному отряду четвероклассников бороться за право носить имя одного из героев комсомола и по-могут младшим в этом. Все это позволит тебе постоянно поддерживать у ребят мечту о комсомоле.
Но не одно из мероприятий не имеет той воспитательной силы, которой обладает общение вожатого с пионерами. Тем более если общение это тобой, продумано. Мелочей здесь быть не может. Важна "реакция вожатого как на хорошие, добрые поступки пионера, так и на плохие. Надо раскрывать иеред. ребятами нравствеикые идеалы членов ВЛКСМ, ориентировать на них, делая это умело и ненавязчиво.
Центральный Комитет ВЛКСМ и Академия педагогических- наук СССР разработали в помощь вожатый и учителям рекомендации, как готовить пионеров седьмых и восьмых классов к вступлению в ВЛКСМ. Эта работа включает в себя две органична взаимосвязанные части: ознакомление с историей комсомола, изучение Устава ВЛКСМ;, выполнение конкретных общественно полезных поручений.
Изучение истории и Устава комсомола проводится в кружках «Наш Ленинский комсомол» и «Закон комсомольской жизни»,, которые могут быть созданы в пионерских отрядах, в дружине по решению комитета комсомола шаазлы. Комитет утверждает руководителей кружков, обеспечивает их программой занятий. Хорошо, если и ты, вожатый, станешь руководителем одного из таких-кружков в своем отряде,
Занятия кружка, должны проходить один-два- раза в месяц. Чтобы пионерам было интереснОг советуем тебе использовать несколько методических приемов. Например, краткую беседу вожатого сменяет выступление кого-либо из приглашенных: ветерана, комсомольского работника, старшего вожатого, учителя, ко-мсомольца-школьника. Затем небольшие выступления пионеров, подготовленные ими самостоятельно. А потом можно посмотреть диафильм, послушать и вместе спеть комсо
мольские песни, почитать стихи. Договорись, чтобы некоторые занятия прошли в местном музее истории комсомола или комсомольца-героя, музее В. И. Ленина, краеведческом музее, во Дворце пионеров.
Стремись, чтобы ребята активно участвовали в занятии. Для этого выбери форму диалога, активного общения с пионерами. На каждом занятии им надо предлагать обсудить одну из тем: «Каким должен быть настоящий комсомолец?», «Что вы знаете о подвигах комсомольцев в мирное время?»
Готовясь к вступлению в комсомол, старшие пионеры впервые знакомятся с речью В. И. -Ленина на III съезде РКСМ «Задачи союзов молодежи».
Изучение этого исторического документа — дело непростое. Ребят надо подготовить к восприятию ленинской работы. В начале занятия ребята прочитают отрывки из воспоминаний комсомольцев двадцатых годов, делегатов съезда, стихотворение А. Безыменского, посвященное этому событию. Споют песни тех лет.
Вся речь В. И.-Ленина есть разговор о том, как учиться коммунизму. Чтобы чётко и ясно понять это, пионерам надо внимательно прочитать ее всем, вместе. Предложи ребятам несколько вопросов, чтобы при чтении каждый постарался найти на них ответы: что значит учиться коммунизму? Что такое убежденность? Как надо заниматься самовоспитанием? Как комсомольцы сегодня воплощают заветы Ильича?
Эти' вопросы и начнут беседу.
Готовясь к вступлению в комсомол, каждый старший пионер выполняет общественные поручения. По тому, насколько сознательно и активно проявляют себя подростки в конкретной практической деятельности, каков личный вклад каждого из них в решение общих задач коллектива, можно судить о готовности пионеров и школьников стать .членами ВЛКСМ. Поэтому выполнение практических заданий проводится под девизом «Докажи делом!».
Основные требования могут быть сформулированы так:
Комсомолец ответственно относится к учебе/расширяет и углубляет свои знания. Докажи делом!
Комсомолец постоянно пополняет свои политические знания, стремится правильно разобраться в событиях, происходящих в мире. Докажи делом!
Комсомолец активно участвует в общественно полез- ;
ном труде коллектива. Докажи делом!
Комсомолец заботится о пионерах, регулярно помо- :
гает им в работе. Докажи делом! '
В рекомендациях ты прочитаешь, что в соответствии ' с этими требованиями разработано содержание примерных общественных поручений, направленных на развитие познавательной активности старших пионеров; на расширение и углубление политических знаний; на развитие трудовой активности; помощь в работе с пионерами младшего возраста. *
Тебе надо знать, какие поручения комитет комсомола дал пионерам отряда, помогать ребятам их своевременно выполцить.
Вожатому необходимо уделить большое внимание сборам отряда, на которых пионеры будут рекомендовать своих товарищей в члены ВЛКСМ. Они должны пройти в обстановке доброжелательности, принципиальности, требовательности. Бывает, ребята к этому не готовы. Вот что рассказал вожатый отряда одной из сельских школ Молдавии:
«Пришло время моим семиклассникам вступать в комсомол. Конечно, об это мечтал каждый. Но вот кто достоин, сами решить не могут. Идет пионерский сбор, поглядывают выжидающе на классного руководителя, на меня. Я тогда их молчание воспринял как упрек себе, учителям, комитету комсомола школы и колхоза. Значит, не научили, не подготовили ребят к тому, чтобы они объективно, со всей ответственностью могли решить этот вопрос сами. Пришлось наверстывать. 'Разговор у нас в тот день состоялся долгий — о том, каким должен быть комсомолец, о его отношении к учебе, общественным поручениям... Вспоминали о Павле Корчагине, молодогвардейцах, ну и о наших, сельских ребятах — передовиках производства, которыми гордится колхоз».
Вожатый предложил пионерам перенести обсуждение заявлений и каждому хорошо подумать над тем, готов ли он, его товарищи стать комсомольцами.
«Неделю мои семиклассники совещались, взвешивали все «за» и «против»... К назначенному дню все были настроены по-боевому. И откровенно скажу, во время сбора я поразился тому, какие перемены в них произошли. Подсказок не ждали, были самокритичны, требовательны к себе и другим». .
Пионеры часто обращаются к вожатому за помощью:
как правильно написать заявление о вступлении в комсомол? Совет можно дать. один: каждый сам должен решить, почему он стремится стать в одном ряду с миллионами молодых строителей нового общества. Подсказки здесь вредны. Тем более такие, какими пользовался один из вожатых. Он с гордостью «делился опытом»: «Я добился идеального почти заполнения анкет. Даже учителя удивляются, как красиво могут писать ребята! Они приходят ко мне, я им показываю образцы, а"потом под диктовку они коллективно заполняют анкету. Поэтому у нас всегда порядок, никакой отсебятины и ошибок...»
. Вопрос совсем не формальный: кто и как дает рекомендации пионерам? Нельзя прощать ни вожатому, ни педагогу тех минут, когда .они позволяли себе «подмахнуть» рекомендацию в анкете как бы между прочим, «на ходу», не поглядев в глаза подростка, который ждал в этот миг и особого, внимательного, доброго взгляда, и особых, неповторимых слов напутствия.
Случается, ребят в комсомол, рекомендуют только учителя, причем один учитель дает рекомендацию сразу десяти-пятнадцати подросткам. Ты должен позаботиться о том, чтобы пионеры имели возможность попросить рекомендации у коммунистов, с которыми ты вместе ра- • ботаешь, у ветеранов войны и труда, молодых передовиков труда, отличников учебы.
В числе рекомендующих обязательно должен быть и отрядный вожатый. Свою подпись ты ставишь на анкетах лучших пионеров отряда — будущих первых в классе комсомольцев. Согласись, это особая радость — после искреннего разговора один на один подписать своему младшему товарищу и питомцу первое «добро» в комсомольскую жизнь. Это твое право, вожатый, закономерный и достойный итог всего, что ты сделал для воспитания реб'ят настоящими юными гражданами, хорошей сменой рядов Ленинского комсомола.